Геннадий Петрович Дементьев
родился 21 марта 1932 года
в Москве.
Его отец -
Дементьев Пётр Васильевич
(1907 - 1977)
-
Дважды
Герой Социалистического Труда,
Лауреат Сталинской премии,
Выдающийся Государственный
деятель, Министр авиационной
промышленности СССР,
генерал-полковник-инженер.
Младший брат
Геннадия Петровича -
Дементьев Пётр Петрович
(1946
- 2006),
Кандидат технических наук;
заведующий Кафедрой "Детали машин" Московского
авиационного института имени Серго Орджоникидзе;
Главный конструктор Долгопрудненского
конструкторского бюро автоматики (ДКБА),
Под руководством которого в ДКБА были разработаны
и изготовлены кресла и элементы интерьера
кабины орбитального корабля "Буран".
После окончания в 1957 году Ленинградской
Краснознамённой Военно-Воздушной Академии
Геннадий
Петрович Дементьев
работал на одном из авиационных заводов,
а с 1958-го по 1967 год был сначала аспирантом,
а затем преподавателем Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе.
С
1967-го по 1974 год
Г.П. Дементьев
работал
на
Московском Машиностроительном заводе "Зенит" –
знаменитой фирме
Артёма Ивановича Микояна.
В
тот период Геннадий Петрович был заместителем
Глеба
Евгеньевича Лозино-Лозинского,
возглавлявшего
в те годы
на
ММЗ "Зенит" работы
по
авиационно-космической системе "Спираль", которая должна
была стать ответом
на
аналогичные американские разработки,
в частности на самолёт-ракетоплан Х-15.
В эти же
годы
Геннадий
Петрович
являлся Главным конструктором
по
истребителю-
бомбардировщику
с
изменяемой геометрией крыла МиГ-27,
который сейчас
стоит
на
вооружении ВВС Индии
и
Казахстана
В 1974 голу
Геннадий Петрович
перешёл в Конструкторское
бюро "Молния"
и
стал первым заместителем Генерального конструктора
Матуса
Рувимовича Бисновата
и
принимал участие
в
разработках авиационных ракетных систем
Х-29,
Р-72,
Р-75,
К-40М.
В 1976 году
КБ
М.Р. Бисновата
вошло
в
состав Научно-производственного
объединения "Молния",
которое в качестве Генерального директора
и
Главного конструктора возглавил Выдающийся
авиаконструктор
Глеб
Евгеньевич Лозино-Лозинский.
Первым заместителем Генерального директора НПО "Молния"
был
назначен
Геннадий Петрович Дементьев.
С 1976 года
трудовой путь
Геннадия Петровича связан
с
основной задачей,
которая была возложена
на
НПО "Молния"
– разработкой многоразового орбитального корабля "Буран".
Это была наиболее сложная часть многоразовой
ракетно-космической системы «Энергия»-«Буран»,
находящаяся на стыке авиационной
и
ракетно-космической
техники.
НПО "Молния" находилось
на
вершине большой кооперации предприятий
и
институтов.
Разрабатывались новые материалы
и
технологические процессы,
методы автоматизированного проектирования,
новейшие образцы бортового оборудования,
методы расчётных
и
экспериментальных исследований аэродинамики
в
диапазоне гиперзвуковых,
сверхзвуковых,
трансзвуковых
и
дозвуковых скоростей,
новые методы газовой динамики
и
проектирования теплозащиты,
алгоритмы автоматического управления
и
методы лётных испытаний.
Интенсивно велось
капитальное строительство.
На
территории Тушинского машиностроительного завода
и
других предприятий создавались новые производственные
мощности.
Во
всём этом сложном процессе
Геннадий Петрович Дементьев
был надёжной
опорой Генерального директора.
Необходимо отметить
большой личный вклад
Геннадия Петровича
в обеспечение программы
наземной экспериментальной отработки,
горизонтальных лётных испытаний, в подготовку
к орбитальному полёту и организацию работ
по самолёту-носителю Ан-225 "Мрия", который
создавался для задач воздушной
транспортировки элементов многоразовой
ракетно-космической системы
и как самолёт-носитель авиационно-космической
системы МАКС.
Как технический руководитель и ответственный
представитель Министерства авиационной промышленности
СССР на Научно-исследовательском испытательном
полигоне Минобороны СССР № 5
(Космодроме
Байконур),
Г.П. Дементьев
лично осуществлял
оперативно-техническое руководство работами
по подготовке и
осуществлению первого орбитального полёта "Бурана",
впервые в Мире выполнившего беспилотную
автоматическую посадку
при своём
возвращении
с орбиты на Землю
15 ноября 1988 года.
Все, кто работал
с Геннадием
Петровичем,
вспоминают о нём как о человеке,
ответственно относившимся к делу и
обладавшим хорошими организаторскими
способностями.
При этом у него не было зазнайства
и снобизма, несмотря на высшее
положение отца.
Коммуникабельность и доброжелательное отношение
к подчинённым были отличительными чертами
Геннадия Петровича.
Истребительная авиация, зенитные ракетные
комплексы, многоразовые космические корабли и
авиационно-космические системы – во все эти
направления Г.П.
Дементьев внёс свой весьма
существенный вклад, и
он останется в памяти тех, кто его знал
и работал с ним, как ответственный
руководитель и специалист высокой квалификации,
посвятивший свою жизнь созданию авиационных и
многоразовых космических систем.
В 1990 году Геннадий Петрович
Дементьев стал Доктором технических наук.
Он был избран:
Действительным членом
Российской Академии
космонавтики
имени К.Э.
Циолковского;
Действительным членом
Международной
Академии астронавтики;
Действительным
членом Российской инженерной Академии.
Награды:
В 1976 году
за создание новой авиационной техники
Геннадий Петрович
Дементьев
был удостоен
Государственной премии СССР.
Указом Президента СССР от 30 декабря 1990 года № УП-1237
"За большие заслуги в создании и проведении испытаний
Многоразовой космической системы "Энергия – Буран"
первому заместителю Генерального директора - Главному
конструктору Научно-производственного объединения
"Молния"
Министерства
авиационной промышленности СССР
Дементьеву
Геннадию Петровичу
было
присвоено звание Героя
Социалистического
Труда с
вручением
ордена Ленина и
Золотой медали "Серп и Молот".
Он был также награждён
также орденами "Знак Почёта"
(1971),
Трудового Красного Знамени
(1981)
и
медалями.
|