-
 


Герой Социалистического Труда
;
Лауреат Государственной премии СССР;
Действительный член Российской Академии
космонавтики  имени К.Э. Циолковского;
Действительный член Международной
Академии астронавтики
;
Действительный член Российской
инженерной Академии
;
Доктор технических наук
;
Первый заместитель Генерального директора -
Главный конструктор Научно-производственного
объединения "Молния"

 
-
-
     
 


Геннадий Петрович Дементьев
родился 21 марта 1932 года в Москве
.
Его отец - Дементьев Пётр Васильевич (1907 - 1977) -
Дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Сталинской премии,
Выдающийся Государственный деятель, Министр авиационной
промышленности СССР
, генерал-полковник-инженер.

Младший брат Геннадия Петровича -
Дементьев Пётр Петрович (1946 - 2006),
Кандидат технических наук;
заведующий Кафедрой "Детали машин" Московского
авиационного института имени Серго Орджоникидзе;
Главный конструктор Долгопрудненского
конструкторского бюро автоматики (ДКБА),
Под руководством которого в ДКБА были разработаны
и изготовлены кресла и элементы интерьера
кабины орбитального корабля "Буран"
.

После окончания в 1957 году Ленинградской Краснознамённой Военно-Воздушной Академии Геннадий Петрович Дементьев работал на одном из авиационных заводов,
а с 1958-го по 1967 год был сначала аспирантом, а затем преподавателем Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
.

С 1967-го по 1974 год Г.П. Дементьев работал на Московском Машиностроительном заводе "Зенит" – знаменитой фирме Артёма Ивановича Микояна.
В
тот период Геннадий Петрович был заместителем
Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, возглавлявшего в те годы на ММЗ "Зенит" работы по авиационно-космической системе "Спираль", которая должна была стать ответом
на аналогичные американские разработки, в частности на самолёт-ракетоплан Х-15.
В эти же годы Геннадий Петрович являлся Главным конструктором по истребителю-
бомбардировщику
с изменяемой геометрией крыла МиГ-27, который сейчас
стоит
на вооружении ВВС Индии и Казахстана


В 1974 голу Геннадий Петрович перешёл в Конструкторское бюро "Молния"
и стал первым заместителем Генерального конструктора Матуса Рувимовича Бисновата и принимал участие в разработках авиационных ракетных систем
Х-29
, Р-72, Р-75, К-40М.

В 1976 году КБ М.Р. Бисновата вошло в состав Научно-производственного
объединения "Молния"
, которое в качестве Генерального директора
и Главного конструктора возглавил Выдающийся авиаконструктор
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
Первым заместителем Генерального директора НПО "Молния" был
назначен
Геннадий Петрович Дементьев.

С 1976 года трудовой путь Геннадия Петровича связан с основной задачей, которая была возложена на НПО "Молния" – разработкой многоразового орбитального корабля "Буран".
Это была наиболее сложная часть многоразовой ракетно-космической системы «Энергия»-«Буран», находящаяся на стыке авиационной
и ракетно-космической
техники.

НПО "Молния" находилось
на вершине большой кооперации предприятий и институтов. Разрабатывались новые материалы и технологические процессы, методы автоматизированного проектирования, новейшие образцы бортового оборудования, методы расчётных и экспериментальных исследований аэродинамики в диапазоне гиперзвуковых, сверхзвуковых, трансзвуковых и дозвуковых скоростей,
новые методы газовой динамики
и проектирования теплозащиты, алгоритмы автоматического управления и методы лётных испытаний.


Интенсивно велось капитальное строительство
.
На территории Тушинского машиностроительного завода и других предприятий создавались новые производственные мощности.
Во всём этом сложном процессе
Геннадий Петрович Дементьев был надёжной
опорой Генерального директора
.

Необходимо отметить большой личный вклад Геннадия Петровича в обеспечение программы наземной экспериментальной отработки, горизонтальных лётных испытаний, в подготовку к орбитальному полёту и организацию работ по самолёту-носителю Ан-225 "Мрия", который создавался для задач воздушной
транспортировки элементов многоразовой ракетно-космической системы
и как самолёт-носитель авиационно-космической системы МАКС.

Как технический руководитель
и ответственный представитель Министерства авиационной промышленности СССР на Научно-исследовательском испытательном полигоне Минобороны СССР № 5
(Космодроме Байконур), Г.П. Дементьев лично осуществлял оперативно-техническое руководство работами по подготовке и осуществлению первого орбитального полёта "Бурана", впервые в Мире выполнившего беспилотную автоматическую посадку
при своём возвращении с орбиты на Землю
15 ноября 1988 года.

Все, кто работал с Геннадием Петровичем, вспоминают о нём как о человеке, ответственно относившимся к делу и обладавшим хорошими организаторскими
способностями
.
При этом у него не было зазнайства и снобизма, несмотря на высшее положение отца.
Коммуникабельность
и доброжелательное отношение к подчинённым были отличительными чертами
Геннадия Петровича.
Истребительная авиация
, зенитные ракетные комплексы, многоразовые космические корабли и авиационно-космические системы – во все эти направления
Г.П. Дементьев внёс свой весьма существенный вклад, и он останется в памяти тех, кто его знал
и работал с ним, как ответственный руководитель и специалист высокой квалификации, посвятивший свою жизнь созданию авиационных и многоразовых космических систем.


В 1990 году Геннадий Петрович Дементьев стал Доктором технических наук.

Он был избран:
Действительным членом Российской Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского
;

Действительным членом Международной Академии астронавтики
;

Действительным членом Российской инженерной Академии.

Награды:
В 1976 году за создание новой авиационной техники
Геннадий Петрович Дементьев был удостоен
Государственной премии СССР.


Указом Президента СССР от 30 декабря 1990 года № УП-1237
"За большие заслуги в создании и проведении испытаний
Многоразовой космической системы "Энергия – Буран"

первому заместителю Генерального директора - Главному
конструктору Научно-производственного объединения "Молния"
Министерства авиационной промышленности СССР
Дементьеву
Геннадию Петровичу
было присвоено звание Героя Социалистического
Труда с
вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".

Он был также награждён также орденами "Знак Почёта" (1971),
Трудового Красного Знамени
(1981) и медалями.
 

 
-
 


Видный конструктор авиационной и космической техники
Геннадий Петрович Дементьев
скончался 18 августа 1996 год
а.

Урна с его прахом покоится в Москве, на Новодевичьем кладбище,
в могиле отца
(участок № 7, ряд, № 13, место № 13).

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд, № 13, место № 13). Надгробие на могиле П.В. и Г.П. Дементьевых (вид 1, август 2009 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд, № 13, место № 13). Надгробие на могиле П.В. и Г.П. Дементьевых (вид 2, август 2015 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд, № 13, место № 13). Надгробие П.В. и Г.П. Дементьевых (вид 3, май 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

27 января 2006 года скончался младший брат Геннадия Петровича Дементьева -
Дементьев Пётра Петрович.
Урна с его прахом захоронена на этом же кладбище
(участок № 7, ряд № 22, место № 3),
рядом с могилой тестя -
Гарбузова Василия Фёдоровича (1911 - 1985),
Героя Социалистического Труда, Министра финансов СССР
.

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд, № 22, место № 3). Захоронение В.Ф. и А.В. Гарбузовых и П.П. Дементьева (вид 1, август 2015 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд, № 22, место № 3). Захоронение В.Ф. и А.В. Гарбузовых и П.П. Дементьева (вид 2, август 2015 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы биографические материалы
посвящённые жизни деятельности Дементьева Геннадия Петровича
,
опубликованные:
на сайте:

(открыть ссылку) Биография Г.П. Дементьева на сайте "Герои Страны"
 открыть ссылку

(открыть ссылку) "Крылатая династия Дементьевых" (страница на сайте 12 Главного управления Министерства авиационной промышленности)
 открыть ссылку

(открыть ссылку) Биография Г.П. Дементьева на сайте "Буран.ру" (о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах)
 открыть ссылку

в журнале "Крылья Родины"

(открыть ссылку) ОТ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ДО КРЫЛАТЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ
К 80-летию со дня рождения Дементьева Геннадия Петровича (1932-1996)
Башилов Александр Сергеевич,
Действительный член Российской инженерной академии,
(в 1993-2006 годы – генеральный директор НПО «Молния»)
 открыть ссылку

а также
в биографической энциклопедии

"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
)

(открыть ссылку) "Авиация России" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2009 год)

ССЫЛКи ПО ТЕМЕ
:

(открыть ссылку) Анонс и избранные главы книги Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья"

(открыть ссылку) Орбитальный корабль "Буран". Рождение и гибель. Что дальше?
 открыть ссылку

Микоян Степан Анастасович.
"На новой работе".
Глава из книги

(открыть ссылку) С.А. Микоян. "На новой работе" (глава из книги "Мы - дети войны")
 открыть ссылку
 

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Копылову Евгению Васильевичу,
 Ведущему инженеру 12-го Главного управления
Минавиапрома СССР (
в 1980-1991 годах)
заместителю Генерального директора
Ассоциации "Авиакосмос" (
в 1991-1993 годах),
автору сайта о
12-м ГУ МАП СССР -
за помощь в создании страницы!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -